Мизулина вносит законопроект об аннексиях |
Дмитрий Новослободский | |
28:02:2014 г. | |
Выступая в «часе заявлений», с которого началось сегодняшнее пленарное заседание Государственной Думы, Елена Мизулина объявила, что вместе с коллегами по фракции подготовила и вот-вот официально внесёт законопроект, который позволит принимать в состав Российской Федерации части иностранных государств без согласия этих государств. Речь идёт о поправке в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта». Мотивы: «Очевидно, что заключение международного договора в случае с Украиной невозможно, хотя бы потому, что там отсутствует эффективная суверенная власть. Кроме того, в международном праве нет требования о необходимости заключения такого договора при присоединении части одного государства к другому. Главное – добровольное волеизъявление населения соответствующей территории, которое может быть выражено в результате референдума или в иной форме.» Процедура по новому законопроекту будет следующей: «Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства возможно и при отсутствии международного договора об этом, если: 1) в части иностранного государства проведен референдум, на котором вопрос о присоединении к России получит одобрение; 2) есть обращение к России легитимных органов государственной власти части иностранного государства.» Предложение Мизулиной можно назвать революционным как в части терминологии (наличие у части государства органов власти свойственно скорее федерациям, а их среди окружающих Россию государств немного, кроме того, у исполнительного, представительного и ещё какого-нибудь органа власти части государства могут быть разные мнения), так и в части трактовки международного права, которое прямо запрещает аннексию части другого государства, хотя и содержит положения о праве самоопределения народов. Правда, понятие «народ» в этом контексте точного определения не имеет. Помнится, в случае с отсоединением Абхазии и Южной Осетии от Грузии российское руководство ссылалось на результаты общесоюзного референдума 17 марта 1991 года по этим территориям и на советский закон о порядке выхода союзной республики из состава СССР. Закон этот оговаривал, что если союзная республика проголосовала за выход из СССР, а часть её территории – против, то эта часть остаётся в составе Союза, отпадая тем самым от материнской союзной республики. Но в случае с Крымом и Украиной (а то, что законопроект Мизулиной относится именно к этому случаю, никто и не скрывает) ситуация другая. В Крыму за сохранение СССР проголосовали 87,6% избирателей, но и во всей Украинской ССР 70,2% были «за», так что получается, что Крым не вышел на тот момент из Украины, как и Украина из СССР. Что же касается всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года, то в Крыму за независимость Украины проголосовали 54,19%, а в административно отдельном от Крыма Севастополе – 57,07%. Был в Крыму и ещё один референдум (первый на территории СССР) – 20 января 1991 года. На нём на вопрос ««Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» положительно ответили 93,26% участников или 81,37: всех избирателей, внесённых в списки. Что же касается референдума, назначенного Крымским Верховным советом на 25 мая с.г., вопрос его не подразумевает выхода Крыма из состава Украины, не говоря уже о присоединении к другой стране, и звучит так: «Автономная Республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений?» (Да, Нет). Речь, таким образом, идёт о статусе в составе Украины, похожем на статус Татарстана в России. Одновременно Мизулина со товарищи вносит законопроект о радикальном упрощении принятия в российское гражданство граждан Украины. Напомним, что российское законодательство не запрещает гражданину России иметь гражданство другого государства, хотя и предупреждает, что если это не гражданство государства, с которым заключён соответствующий договор (а такие государства можно пересчитать по пальцам одной руки), то наличие у российского гражданина гражданства другой страны просто не имеет юридического значения и не принимается во внимание. Исключение – избирательные дела, в которых человек со вторым гражданством ограничен в правах избираться и работать в избирательных комиссиях по сравнению с тем, кто второго гражданства не имеет. Что касается Украины, то её законодательство требует от граждан страны отказаться от гражданства других стран, а если известно, что оно у них было – представить подтверждающий документ. Так что принимать в российское гражданство украинских граждан, не желающих расставаться с гражданством Украины, видимо придётся подпольно и оформлять это секретными указами Президента России. |
« Яровая закручивает гайки | Обязательные экземпляры послали в ТАСС и ВГТРК » |
---|