СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Присоединение Крыма: процедура и сроки  
28:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Присоединение Крыма: процедура и сроки Печать E-mail
Григорий Белонучкин   
17:03:2014 г.

На этот час предварительные итоги референдума в Автономной Республике Крым и городе республиканского подчинения Севастополе уже известны – за присоединение к России – более 90% голосовавших, которые при дальнейшем подсчёте уже никак не превратятся в 50% или меньше. Комментаторы уже назначают дату включения Крыма в состав РФ российским законодательством кто на вторник 18 марта, кто – на пятницу 21-е. Однако, полистав действующие российские законы, мы пришли к выводу, что вряд ли это произойдёт столь быстро.

Для начала процитируем Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и г.Севастополя, принятую 11 марта Верховным Советом Крыма и Севастопольским горсоветом (по украинскому законодательству Крым и Севастополь – две самостоятельных друг от друга территориальных единицы):

"1. В случае если в результате предстоящего 16 марта 2014 года прямого волеизъявления народов Крыма будет принято решение о вхождении Крыма, включая Автономную Республику Крым и город Севастополь, в состав России, Крым после референдума будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления.

2. Республика Крым будет демократическим, светским и многонациональным государством, которое обязуется поддерживать мир, межнациональное и межконфессиональное согласие на своей территории.

3. Республика Крым как независимое и суверенное государство в случае соответствующих результатов референдума обратится к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации.

Итак, 18 (менее вероятно – 19) марта на карте мира появится новое государство, считающее себя независимым – Республика Крым. С момента, когда Российская Федерация (а может – и кто-нибудь из её политических союзников) признает независимость Крыма, республика станет шестым "частично признанным государством" (после Азад Джамму и Кашмира, Северного Кипра, Косова, Абхазии и Южной Осетии – каждое из этих государств признано хотя бы одним государством – членом ООН). Крым вряд ли успеет перейти в следующий разряд – государств, признанных значительным, но недостаточным для вступления в ООН, числом стран мира (это Тайвань, Западная Сахара и Палестина, вступление которых в ООН блокирует кто-либо из пяти постоянных членов Совета Безопасности; кроме того в ООН не входит государство Ватикан). И уже очевидно, что по той же причине он не станет 194-м государством – членом ООН (суммируя три перечисленных категории, получаем на Земном шаре 202 хоть-кем-то-признанных государства, Крым становится 203-м).

Процедура принятия в состав Российской Федерации нового субъекта прописана в Федеральном конституционном законе "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (6-фкз от 17.12.2001, с поправками от 31.10.2005) – отдельно для иностранного государства и для его части. Уважая общепризнанные в 2001 году (но рухнувшие в 2008 – при создании Косова) нормы международного права, российские законодатели записали в законе, что часть иностранного государства может быть принята в состав РФ только по инициативе самого этого государства на основании международного договора с ним. Если даже предположить, что кто-либо способен уговорить президента Украины в изгнании В.Ф.Януковича подписать с Россией договор об уступке Крыма, альтернативной Верховной Рады Украины, которая бы ратифицировала такой договор, в запасе у российских властей нет. Поэтому у Владимира Путина, привыкшего, в отличие от предшественника, придерживаться буквы закона, и имеющего, опять же в отличие от предшественника, практически неограниченные возможности эту букву изменить, есть два варианта: принять в состав России независимое государство Крым – или изменить порядок принятия частей иностранных государств в состав Федерации.

Для реализации второго из этих вариантов в Думу 28 февраля был 17-ю эсерами во главе с С.Мироновым и Е.Мизулиной внесён законопроект о поправках к 6-му ФКЗ. Комитет по конституционному законодательству предложил назначить дату рассмотрения этого закона не раньше 21 марта. Законопроект написан с применением лексики, несвойственной правовым документам и позволяющей широкий произвол в трактовке, фактически в нём вводится формализация термина failed state:

"При невозможности заключения международного договора в связи с отсутствием в иностранном государстве эффективной суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы, обеспечивающей фактическое постоянное и мирное осуществление государственных функций, принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства может осуществляться по результатам референдума, проведенного в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства, если вопрос о ее присоединении к Российской Федерации получил одобрение, либо по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства".

По всей видимости, российское руководство предпочло обойтись без такой поправки, выбрав другой путь: принять Крым в Россию после краткого периода его существования в качестве независимого, пусть и не всеми признанного, государства. Этапы этого процесса, согласно 6-фкз, следующие:

1. После провозглашения Республикой Крым независимости и признания этой независимости Россией, Крым (в чьём лице – на усмотрение самих крымских властей) направляет президенту РФ предложение о своём принятии в состав РФ.

2. Президент рассылает этот документ в Совет Федерации, Думу и Правительство и при небоходимости – проводит с ними консультации.

3. Российская Федерация в лице президента, исполнительной власти или МИДа подписывает с властями Крыма договор, предусматривающий наименование нового субъекта РФ, его статус (по умолчанию – республика, но если это специально оговорено – край или область), порядок приобретения гражданами Республики Крым – а до этого Крыму надо ещё очертить круг этих граждан – российского гражданства; правопреемство долгов и активов Крыма, его членства в международных организациях (если он успеет в них вступить); порядок функционирования действующих в Крыму органов власти и местного самоуправления после приёма в РФ; факультативно – также переходный период по интеграции Крыма в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ

4. Президент вносит подписанный договор в Конституционный Суд России на предмет проверки его конституционности.

5. В случае положительного решения КС договор вносится на ратификацию – сначала в Думу, затем – в Совет Федерации, где проходит все процедуры, предусмотренные ФЗ "О международных договорах". Одновременно с договором в Думу вносится проект ad hoc ФКЗ о принятии Крыма в состав РФ. Оба закона – ФЗ о ратификации и ФКЗ о принятии в состав – принимаются большинством (ФЗ – простым, ФКЗ – квалифицированным) голосов в Госдуме и Совете Федерации, подписываются президентом РФ и публикуются в "Российской газете".

ФКЗ о принятии Крыма в состав РФ вступает в силу не раньше, чем договор (а договор требует не только вступления в силу ратификационных законов в обеих странах, но ещё и обмен ратификационными грамотами). С указанного в ФКЗ дня в статью 65 Конституции России добавляется наименование нового субъекта РФ, но это изменение не подпадает под термин "поправка к Конституции" и, соответственно, не требует одобрения двумя третями законодательных собраний России.

Очевидно, прохождение всех этих процедур потребует не только больше двух дней но, вероятно, даже больше двух недель.

Вопрос о том, будет ли Крым принят в РФ в качестве республики, области или края сводится лишь к двум различиям между республикой и не-республикой, записанным в российской конституции:

1. Республика в составе РФ именуется (в скобках) государством (но без права на прилагательное "суверенное");

2. Республика имеет право на государственный язык.

 
« Решения Крымского ВС: провозгласить независимость, переименоваться в Госсовет и т.д.   СПб: Несанкционированный антивоенный народный сход прошел мирно »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ