СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Интервью Юрия Афанасьева "Новой газете"  
02:05:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Интервью Юрия Афанасьева "Новой газете" Печать E-mail
06:02:2005 г.
На сайте "Новой газеты" опубликовано интервью Президента РГГУ Юрия Афанасьева. Вот некоторые выдержки из интервью (с сокращениями):

...к настоящему времени образование в России, как и другие бюджетные сферы — медицина, пенсионное обеспечение, ЖКХ, — фактически полностью приватизировано и сейчас находится в частной корпоративной собственности, пусть и не оформленной документально. С нее «имеют навар» все, кто занят в образовании. В высшей школе это ректор, преподаватели, сотрудники вуза, в какой-то мере и студенты. Государство финансирует сферу образования на 20—30 процентов, остальное обеспечивается деньгами, которые вуз зарабатывает самостоятельно. Это довольно приличные средства. Бюджет РГГУ, например, превышает 10 миллионов долларов в год.
— Из каких источников эта сумма формируется?
— Основные — это плата за обучение, сдача помещений в аренду и участие в платных проектах с другими организациями и странами, гранты, стажировки.
— Сумма в 10 миллионов долларов для РГГУ сопоставима с суммами в других центральных вузах?
— Сопоставима. Следует упомянуть еще хоздоговорные отношения — лабораторные и научные исследования в технических вузах, таких, например, как МЭИ, МВТУ и т.д. Там внебюджетных денег еще больше. Эти университеты выполняют, например, заказы промышленных предприятий, военных, спецслужб и т.д.
Так вот, перед государством мы отвечаем примерно за 20 процентов финансирования и отчитываемся за эти деньги. Но оставшиеся 80 процентов находятся как бы вне государственного контроля. А суть затеваемой реформы — поломать программы, учебные планы, методические рекомендации, правила поведения студентов, расписание занятий… Регламентировать обучение не на 20 процентов, а на все 100 — т.е. подмять «отбившиеся от рук» вузы под государство. Это одна из задач, но не главная. А главная вот в чем: приватизированные вузы работают как частные корпорации. Поэтому основная цель «образовательной реформы» — овладеть финансами этих корпораций, перераспределить занимаемые ими здания и земли.
— Чем, с вашей точки зрения, напугал власть альянс «ЮКОСа» и РГГУ: возможностью получения независимого от государства образования или образования, которое целиком зависит от частной фирмы?
— Здесь две вещи, одинаково для государства опасные. В университете с таким же солидным бюджетом, как у РГГУ, формируется ощущение независимости от государства. Логика простая: с какой стати государство должно приходить в наш независимый вуз, если он делает все сам? Вас волнует ваша государственная доля? Так заберите ее — «пальто не надо». Это первое, от чего сильно взволновалось и напряглось начальство. Первое, но не главное. Современную власть, в отличие от советской, идеология волнует много меньше. Тем более что наше образование, как я уже говорил, к развитию вольнодумства и свободомыслия не совсем приспособлено.
Как в любой корпоративной собственности, огромные средства, поступающие в образовательную сферу, могут работать не только на образование, но и на обогащение определенных лиц. Причем три финансовых потока — государственный, родительский и частный — смешиваясь, обезличиваются. Их уже трудно различить и снова разделить на части. Поэтому сколько и куда денег ушло, сказать очень трудно, тем более что между частником и вузом могут быть особые договоры. Бизнесмены начали понимать: образование — вполне доходная отрасль, и там можно делать очень большие деньги.
Впрочем, разглядели это не только бизнесмены, но и те, кто именем государства призван контролировать финансовые потоки. А если к сфере образования прибавить медицину, ЖКХ и вообще весь бюджетный сектор? Вы можете себе представить, что это за деньги? Если учесть, что большинство населения страны по-прежнему бюджетники, то очевидно: вполне сравнимые с уже приватизированной природной рентой и т.п. Есть что «пилить».
К тому же почти у всех основных финансовых потоков, разливаемых на безденежный электорат, уже есть «крыша» — силовики. В определенный момент их осенила мысль: с какой стати кому-то отдавать великое дело «крышевания»? Мне думается, по такому случаю наверху даже приняли и соответствующие решения: органы должны «смотреть» за частным капиталом, а теперь и за бюджетной сферой. Их фактически благословили на такое «крышевание», откомандировали туда, где еще недавно правили бал бандиты.
Мы проходим новый этап передела собственности. При Ельцине начали с нефтянки, потом пришел черед всей сырьевой отрасли, затем последовала золотодобывающая промышленность, частично — оборонка. В конце концов все крупное и очевидное поделили. И тогда «положили глаз» на бюджетную сферу. Увидели, что деньги в ней крутятся немалые, а сама она бесхозная.
Этот момент совпал с окончательной переменой отношения к собственности в постсоветской России. До сих пор под собственностью подразумевали землю, недра, прочую производственную недвижимость, деньги, наконец. Теперь собственность отождествляют с властью, собственностью становится сама власть в виде конкретного персонифицированного кресла. Какой с этого кресла открывается охват территории, столько оно и стоит.
И еще одна важная деталь: видимо, Путин с группой товарищей додумались до прямого президентского правления. Он вездесущ, со всех спрашивает… К тому же этот свежий режим уже «материализован». Главные действующие лица президентской администрации получили по отрасли: Медведев — «Газ-пром», Сечин — нефтянку, Виктор Иванов — оборонный комплекс и т.д. Причем эти «вотчины» распределены хоть и не по закону, но и не спонтанно, методом тыка, а вполне осознанно. Судя по всему, наверху решили, что овладеть Россией можно только в том случае, если небольшая группа (отсюда пренебрежение всеми институтами гражданского общества), порядка 20 человек, сосредоточит в своих руках и всю административную власть, и все финансовые потоки. Ведь управлять можно с помощью страха, административно, авторитарно, а можно с помощью денег. Главное, чтобы было и то, и это, остальное приложится, хотя бы в виде муляжей.
 
« Назначены правительство и губернаторы Украины   Стенограмма диспута А.Макашова с А.Леоновым »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ