СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Третье пришествие бюджетного правила  
28:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Третье пришествие бюджетного правила Печать E-mail
Элла Щукина   
05:07:2017 г.

Сегодня, 5 июля, Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», вводящий новую конструкцию бюджетного правила.

Бюджетное правило – это инструмент, позволяющий использовать часть нефтегазовых доходов бюджета для создания резерва «на черный день». Оно было введено в 2004 году, приостановлено в 2009-2012 годах (во время циклического кризиса), действовало в несколько видоизмененной форме в 2013-2014 годах и было вновь приостановлено в 2015 году в условиях международной изоляции и падения цен на энергоносители. Сейчас мы наблюдаем, как выразился депутат от КПРФ Николай Коломейцев, третье пришествие бюджетного правила.

Как объяснил заместитель министра финансов Владимир Колычев, правительство предлагает установить цену отсечения на уровне 40 долларов США за баррель нефти Urals. При данном уровне базовой цены на нефть бюджет должен быть сбалансирован (на первичном уровне, то есть до уплаты процентов по госдолгу) к 2019 году.

Дополнительные нефтегазовые доходы будут поступать в суверенные фонды, то есть в почти исчерпанный за годы рецессии Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния, созданный в 2008 году для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Правительство хотело бы, как минимум, получить право перебрасывать средства ФНБ в резервный фонд; идея объединить два фонда, как это было в 2004 году, тоже обсуждается.

В случае снижения объема средств суверенных фондов ниже уровня пяти процентов ВВП, то есть при стабилизации цен на нефть на уровне ниже 40 долларов, правительство предлагает установить предельный объем использования средств фондов на финансирование дефицита бюджета. Таким образом, если правило будет соблюдаться, все распорядители бюджетных денег (в том числе, например, Минобороны и МВД) должны будут протягивать ножки по одежке.

Колычев по понятным причинам не рекламировал предложенную конструкцию как орудие бюджетной дисциплины, он рассказывал депутатам про уникальную возможность избавиться от нефтяного проклятия. Обсуждение показало, что, за некоторым исключением единороссов, которым по должности положено поддерживать все инициативы правительства (лидер их партии некоторым образом премьер-министр), все остальные совершенно не хотят расставаться с нефтяной зависимостью. Хотят же они – в зависимости от уровня образования и личных склонностей – либо устроить количественное смягчение, либо закопать резервы в землю (потратить на государственные инфраструктурные проекты, в которые, как в июне доложила депутатам Счетная палата, уже без всякого толку вбуханы триллионы), либо компенсировать жителям падение реальных доходов, не думая о том, что ждет впереди.

У комитета по бюджету, кроме жалоб на прижимистость Минфина, есть и другие возражения. Во-первых, комитет считает цену отсечения в 40 долларов чрезмерно оптимистичной. Там ожидают падения цен на нефть до 30-35 долларов за баррель. Во-вторых, комитет против объединения фондов. Эти вопросы будут обсуждаться между первым и вторым чтением. Времени мало: законопроект должен быть принят до конца сессии 21 июля. А пока его поддержали 300 депутатов из 341 единороссов, 99 (остальные три фракции) голосовали против.

 
« Акцизный вопрос: пострадают ли регионы?   Планы Думы на июль 2017 »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ