Дума и посткризисный бюджет |
Элла Щукина | |
28:10:2021 г. | |
Сегодня, 28 октября, Государственная Дума приняла в первом чтении федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Обсуждение носило несколько отвлеченный характер: поправки в налоговое законодательство, от которых прямо зависят доходы бюджета, Думе еще предстоит принять. Проект бюджета представил министр финансов Антон Силуанов. Он начал с того, что бюджет – это инструмент для реализации национальных целей и развития (сохранение населения, самореализация, эффективный труд и т.п.) и рассказал, сколько денег будет потрачено на каждую цель. Например, на «сохранение населения, здоровья и благополучия людей» (это цель) правительство планирует потратить 22 триллиона рублей в ближайшие три года. Для масштаба: все доходы федерального бюджета в 2022 году оцениваются в 24 триллиона рублей. Что нового ожидается? Правительство в будущем году начнет тратить деньги Фонда национального благосостояния и за три года собирается вложить в инфраструктурные проекты 2,5 триллиона рублей. Размер фонда сейчас – примерно 14 триллионов. Другая новость – это налоги на горно-металлургический комплекс (включая акциз на жидкую сталь). Предполагается, что федеральный бюджет-2022 в результате получит 140 миллиардов (при этом могут пострадать бюджеты «горно-металлургических» регионов). Не все источники финансирования определены. В частности, Силуанов сказал, что источник средств на индексацию материнского капитала по фактической инфляции будет найден ко второму чтению. Кроме того, правительство обещало найти деньги на увеличение фонда выравнивания бюджетной обеспеченности и поощрение регионов, которые становятся донорами из реципиентов. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин охарактеризовал бюджет как посткризисный, хоть и пандемийный. Главное доказательство того, что кризис позади – возврат к бюджетному правилу (пополнение резервов за счет нефтегазовых сверхдоходов). Кудрин счел необходимым объяснить депутатам нового созыва, что правительство регулярно нарушает правила подготовки и внесения бюджета. Так, Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики – документ, в котором Минфин описывает свое видение принципов бюджетной системы, должны быть опубликованы до 15 июня, чтобы и у парламента, и у общественности было время на обсуждение предложений правительства. В реальности Основные направления появляются либо накануне внесения бюджета, либо одновременно с ним, то есть тогда, когда принципиальные вопросы обсуждать уже поздно. «То же самое касается очередной приостановки нормы Бюджетного кодекса, когда бюджет должен представляться уже в действующем законодательстве, в том числе по налогам и сборам», – сказал председатель Счетной палаты. Согласно Бюджетному кодексу, сказал Кудрин, правительство должно сначала корректировать налоговую систему, досконально обсудив изменения со всеми заинтересованными сторонами, а только после этого верстать бюджет. Но в жизни всё иначе. «А сейчас получилось так, что эта норма опять приостановлена, мы сегодня рассматриваем в первом чтении бюджет и параметры бюджета, которые связаны с доходами и расходами, а налоговые законы, которые определяют доходы бюджетной системы, не приняты некоторые даже в первом чтении», – констатировал он. – «Конечно, это нарушение логики, и в том числе парламентской логики». Законопроект об исполнении бюджета поддержали 338 депутатов (300 из 326 единороссов, вся фракция ЛДПР и вся НЛ, а также эсер Аксаков – по должности), против голосовали 82 (КПРФ – 56 из 57, СРЗП – 24 из 28, а также независимая Оксана Дмитриева и единоросс Евгений Марченко из Северного избирательного округа Петербурга), один воздержался (эсер Кабышев), не голосовали 29 (26 единороссов, коммунист Шаргунов, эсеры Ананских и Ремезков). Второе чтение намечено на 23 ноября. |
« Планы Думы на ноябрь 2021 | Бюджет исполнен, да здравствует бюджет! » |
---|