Думские безбожники |
Василий Кошкин | |
03:06:2011 г. | |
Сегодня Государственная Дума посвятила примерно час обсуждению вопроса о бытии божьем. Это случилось по инициативе коммуниста – профессора мехмата Бориса Кашина (не путать с Владимиром Кашиным). Он внёс проект федерального конституционного закона о следующем изменении написанных Сергеем Михалковым слов государственного гимна: в двенадцатой строке текста Государственного гимна Российской Федерации слово «Богом» заменить словом «нами». [хранимая нами родная земля] Проект был подготовлен со всей тщательностью. Кашин сделал запрос в Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова и получил ответ, что расходы по созданию новой качественной аудиозаписи гимна составят 120.000 рублей, после чего её можно сделать общедоступной, разместив в Интернете. Закон больше года кочевал из повестки в повестку, а тем временем братья по фракции коммунистов уговаривали Бориса Кашина его отозвать. Но не уговорили, и пришли к выводу, что «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», ведь закон маячил в думских законопроектных календарях из месяца в месяц, подрывая дипломатические отношения партии с Церковью. Правительству законопроект также не пришёлся по нраву. В полуторастраничном заключении за подписью вице-премьера Сергея Собянина от автора проекта требуют «статистических данных и иных необходимых материалов, очевидно свидетельствующих о необходимости пересмотра соответствующих норм законодательства». Правительство просит «принимать во внимание тот факт, что текст гимна является целостным музыкально-поэтическим прозведением и какие-либо поправки к нему, не учитывающие культурно-исторический контекст создания гимна (включая авторство С.В.Михалкова). могут изменить первоначальную концепцию и смысловую направленность данного произведения». В своём пространном докладе перед коллегами по Думе Борис Кашин неоднократно напоминал, что по конституции Российская Федерация – светское государство, критиковал антинаучных мракобесов, назвав нескольких священников по именам, ссылался на то, что американские академики (которых президент так хочет видеть в Сколково) на 93% – атеисты, а действующий текст гимна противоречит чувствам не только атеистов, но и буддистов. Кашин не скрыл, что идея убрать Бога из гимна не ему первому пришла в голову: в 2001 году, когда текст утверждали, ровно такую же поправку предлагали два депутата-мусульманина. От имени профильного комитета – по конституционному законодательству – выступил его председатель Владимир Плигин. Он сказал, что понятие Бога вполне научно: «существуют научные исследования, которые касаются истории Бога – Бога настоящего и Бога будущего». В основе цивилизации, сказал Плигин, лежат великие книги (Тора, Библия, Коран, а также труды, в которых сформулированы принципы конфуцианства), и во всех этих книгах есть Господь («даже у конфуцианцев есть что-то похожее»). При этом, по мнению Плигина, «взаимоотношения мира и Бога совершенно не могут сводиться к взаимоотношениям конкретных религий, это взаимоотношение идей». Плигин с негодованием отверг тезис, что упоминание Бога в государственном гимне подрывает принцип секулярности Российского государства: «светское государство – это государство, в котором не существует официальной государственной религии». А что упоминается в гимне – дело десятое. Ещё один аргумент председателя Комитета по конституционному законодательству связан с, как он выразился, «спецификой русского языка». В русском языке есть много общеупотребительных слов, которые изначально имели религиозное содержание, например: спасибо, воскресенье, по-божески. Так и слово Бог в тексте национального гимна имеет рациональное содержание, обозначая объективированную сверхъестественную сущность, которая объединяет народы Российской Федерации. Возможно, в нашем пересказе мы несколько упростили сложносочинённую мысль главного думского правовика, но это то, что мы успели записать. «Бог – это символ, – сказал Плигин, – и сводить этот символ только к религиозному символу – это примитивизация собственной истории и языка». Если бы Михалков имел в виду конкретную религию, то он использовал бы другие слова – например, Всевышний или Господь». Напомним, что в первой версии третьего гимна, написанного Михалковым строка, ныне звучащая как «Славься, страна, мы гордимся тобой» звучала так: «Славься, Россия, Господь над тобой». И в частности за это гимн был забракован тогдашней властью и подвергся переработке. Депутатам разрешили задать четыре вопроса – по одному от фракции, во избежание обострения дискуссии. Вопрос по существу задал однопартиец Кашина Николай Харитонов: «Как Вы думаете, кто создал жизнь на Земле – Бог или человек?». «Я разделяю теорию Дарвина», – ответил Кашин. Плигин же процитировал известного российского специалиста по конституционному праву С.С.Алексеева: «Самое святое, что есть у Бога на Земле – это право». Остальные вопросы были не такими интересными. Сергея Попова (ЕР) интересовало, как народ, поддерживает ли Кашина. Семёна Багдасарова из фракции эсеров интересовало, как же другие светские государства, в частности США, живут с упоминанием Бога в гимнах. Кашин сказал, что избиратели к нему обращались по этому поводу, а проблемы других государств его волнуют мало. Позицию фракции КПРФ высказал депутат Сергей Собко, беспартийный, один из лидеров подмосковных христианских демократов, но только после того как рассказал о своём обращении из атеизма в Православие. «Мне противно быть потомком инфузории-туфельки!» – заявил он. «Депутаты, – укорил он Кашина, – существуют не для того, чтобы забивать кол и вбивать клин!». В самом конце он оговорился: «Фракция будет голосовать против этого народа». Валерий Селезнёв (ЛДПР) сказал, что жириновцы против этого закона, «потому что мы все ходим под Богом и Бог видит наши законодательные инициативы». Сергей (Александрович) Попов (ЕР) атаковал Кашина сразу по двум направлениям. Он сказал: «Вы же польщуетесь долларом – откажитесь тогда от доллара!» (имея в виду надпись ‘IN GOD WE TRUST’ на монетах и банкнотах). Затем он призвал автора проекта отказаться и от коммунистической идеологии – ведь в партийном гимне, «Интернационале», Бог тоже упоминается в качестве кого-то реального и значимого, кто не даст нам избавленья. Попов похвастался, что председательствует в Межпарламентской ассамблее Православия, в которую входят «25 Православных стран» Не поленившись найти сайт этой организации, расположившийся по адресу www.eiao.org, мы обнаружили в списке стран-участниц, к примеру, Албанию, Казахстан, Литву, Польшу и Эстонию. Попов также зачитал цитаты из сенатора Николая Рыжкова и председателя КПРФ Геннадия Зюганова, которые законопроект Кашина осуждают. Вера Лекарева осудила Кашина за «бесцеремонное обращение с творчеством признанных деятелей культуры». «Вы навязываете обществу дискуссию: кто главнее – Бог или коммунисты!» – возмутилась она. Перед голосованием слово снова вляз Николай Харитонов, чтобы пожурить ведущего заседание Олега Морозова (ЕР) за полуторачасовое обсуждение «этой дурости». Автор «дурости» Кашин возразил. С его точки зрения, обсуждение было осмысленным, но если депутаты по-прежнему будут игнорировать растущие противоречия между Церковью и обществом, то, как он выразился, «скоро пошлют всех». Голосование выявило, что Бога не боятся два депутата – инциатор поправки Борис Кашин и эсер, бывший мидл-менеджер ЮКОСа и бывший руководитель Интернет-проектов КПРФ Илья Пономарёв, проголосовавшие «за». Против был 281 голос. Лишь фракция КПРФ, за исключением самого Кашина, проголосовала против единогласно. В остальных фракциях около половины депутатов не участвовали в голосовании, что и немудрено: зал был весьма неполон. |
« Круглый стол по здравоохранению в Государственной Думе | Планы Думы на июнь 2011 » |
---|