СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Новые правила выборов в Думу очень похожи на ныне действующие  
02:05:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Новые правила выборов в Думу очень похожи на ныне действующие Печать E-mail
Григорий Белонучкин   
31:03:2013 г.

Проект нового закона о выборах депутатов Государственной Думы, внесённый президентом Путиным 1 марта с.г. и опубликованный на сайте АСОЗД, сличить с действующим законом оказалось очень легко: он имеет такую же структуру и более чем наполовину дословно совпадает с законом действующим, хотя, естественно, дополнен всеми правилами, касающимися одномандатных выборов, и сокращён в части правил формирования участковых комиссий, которые теперь создаются не ad hoc, а единожды на 5 лет, а посему всё, что их касается, перенесено в базовый закон – «Об основных гарантиях избирательных прав…». Кстати, судя по пояснительной записке к думскому закону, в базовом тоже грядут изменения.


Округа


Одномандатные округа создаются с должным уважением к федеративному характеру государства: в «малых» субъектах, которые по численности избирателей меньше, чем 1/225 избирателей страны, создаётся по одному округу (как это было и на выборах 1993-2003 годов). Зарубежные избиратели распределяются по нескольким внутригосударственным округам (федеральным законом, а не партиями) так, чтобы их число составляло в округе не более 10% – ст.12 . Появились жёсткие требования к названию округа: в нём должно содержаться название региона. Схема округов утверждается Думой на 10 лет, проект её для Думы VII созыва должен быть представлен Думе ЦИКом до 5 сентября 2015, утверждён федеральным законом и опубликован до 5 декабря того же года – ст.102.


Избиратели


Сокращается срок работы участковых комиссий со списками избирателей. Теперь списки будут передаваться ТИКами в УИКи не за 20, а за 10 дней до выборов – ст.16 и 18. Соответственно в те же сроки УИК начинает вместо ТИКа выдавать открепительные удостоверения – ст.79.

Зачем-то исключён из закона абзац о внесении в списки избирателей общежитских студентов с исключением их из списков по исходному месту жительства. Вместо него – новый абзац о праве любых избирателей, зарегистрированных по месту пребывания, внести себя в список до тех пор, пока список находится в ТИКе – то есть за 60 – 11 дней до выборов – после чего ТИК через ГАС «Выборы» сигналит на место его постоянной прописки, что там его из списка надо исключить. Разница в том, что сейчас включение студентов в список вменяется в обязанность ТИКу, а по новому закону временно зарегистрированные, и студенты в том числе, должны будут сами заблаговременно проявить инициативу и прийти в ТИК – ст.17.


Кандидаты


Не имеет права избираться в Думу гражданин, осужденный когда-либо за тяжкое или особо тяжкое преступление, например Михаил Ходорковский (сейчас запрет – только для лиц с неснятой и непогашенной судимостью) – ст.4.

Меняются сроки выдвижения кандидатов и списков партиями: не с 10-го по 30-й день с объявления выборов, а с 1-го по 25-й – ст.39. В те же сроки выдвигаются одномандатники – как партийные, так и самовыдвиженцы – ст.40, 41. Сдать документы в ЦИК партия должна в те же 25 дней, одномандатники в ОИК в 35 дней – ст.42, 43. Одномандатники от партий представляются сначала в ЦИК, потом в ОИКи.

Максимальный размер федерального списка – 300 человек (на 225 мест, сейчас – 600 на 450 мест), установлен и минимальный – 200. Сейчас ограничение снизу есть только для региональных групп – не менее 70. В новом законе групп должно быть не меньше 35, при этом сохраняется требование охвата региональными группами всей территории РФ – ст.39. Список не регистрируется, если выбыло более 25% кандидатов или число групп сократилось до 25 и менее (сейчас групп должно остаться не менее 70-ти) и снимается с регистрации, если групп стало меньше 20 (сейчас – всё те же 70, а если их и было 70 или 70 с лишним – не более 10 исчезновений и не менее 60 оставшихся групп) – ст.49, 98.

Одномандатник представляет документы в ОИК лично, за исключением случая, если он болен или в СИЗО (таким образом, граждане, находящиеся в бегах, в розыске, в эмиграции выдвинуться не смогут) – ст.41. Копия паспорта, к оформлению которой часто бывают придирки, теперь делается не кандидатом, а окружной комиссией с принесённого кандидатом оригинала – ст.41.

Самовыдвиженец собирает в округе подписи – 0,5% от числа избирателей, но не менее 500 (при досрочных выборах – 0,25, но не менее 250) – ст.44. Подписи сдаются в окружную комиссию не более чем с 5-процентным запасом, допустимый процент брака – тоже 5% - ст.48. Партийные кандидаты и списки регистрируются без сбора подписей, как и обещал в своё время Д.А.Медведев. Правда, говорят, что администрация президента это обещание переобещала, согласившись с требованием обиженных такой уравниловкой парламентских партий, что от сбора подписей будут освобождены только они вчетвером.


Избирательные фонды и отчётность


Законопроект отменяет первый финансовый отчёт как таковой – ст.45, 73. Этот документ, который партии и одномандатники должны были представлять в избиркомы непосредственно перед регистрацией, нередко становился непреодолимым препятствием, например, если комиссия подозревала, что подписные листы кандидат изготовил до создания избирательного фонда, а доказать обратное он не мог. Остаётся только итоговый отчёт – после того, как выборы закончились и результаты опубликованы.

Предельный размер избирательного фонда партии остаётся прежним – 700 млн. руб. Для региональных избирательных фондов остается прежняя градация в зависимости от численности избирателей (15, 20, 25, 35, 55 млн. руб., если избирателей не более 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 2 млн., более 2 млн.), но к ней добавлена новая ступенька – 100 млн. руб., если число избирателей более 5 млн.

Избирательный фонд одномандатника ограничен 15-ю миллионами рублей.


Агитация


Из ст.61 убран запрет участвовать в агитации в СМИ для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности и не являющихся кандидатами.

Отлучение от бесплатного эфира, которое раньше предусматривалось для партий-должников за прежние выборы, а в ныне действующем законе – для партий, участвовавших в прежних выборах и набравших менее 3%, в новом законе отсутствует – ст.63.

Появляется норма о сетевых периодических изданиях. Им разрешается размещение агитации при условии письменного договора с кандидатом (партией) – ст.63.

Бесплатная раздача печатных изданий, видеокассет и сувениров теперь будет допустима лишь при их стоимости не более 100 рублей – ст.68.


Технические новшества


Использование «государственных» веб-камер не предписывается, но допускается, за исключением, как и сейчас, больничных, тюремных, военных, судовых, полярных и зарубежных участков. Заниматься этим будет (если будет) не ОАО «Ростелеком», как в 2012, а государственное ведомство, описанное в 130 (!) словах бюрократического канцелярита, за которыми кроется Министерство связи и массовых коммуникаций – ст.77.

Запрет на разглашение информации об итогах до окончания голосования в Калининграде (21.00 по Москве) теперь не распространяется на официальные вебкамеры, что позволяет надеяться, что трансляция будет прямой всё время, а не частично в записи, как в марте 2012 – ст.57.

После 1 января 2015 года партии и кандидаты смогут представлять некоторые избирательные документы в электронном виде, не дублируя их на бумаге – ст.41.


Гласность


Теперь на избирательных участках не будут вывешиваться (выкладываться) сводки о доходах и имуществе кандидатов (сейчас – обязательно для всех одномандатников, а также федеральных и региональных верхушек партсписков) – ст.77. Соблаговолит ли ЦИК их опубликовать на сайте – мы не знаем.

Не будет и сведений из первых финотчётов – за отсутствием таковых. То есть, крупные спонсоры тех или иных партий и кандидатов станут известны лишь после выборов.


Бюллетени


Проблема длины избирательных бюллетеней в условиях, когда число партий в стране превышает 60, в законе затрагивается, но однозначного решения не имеет. Если в федеральном бюллетене более 10 партий, фамилии кандидатов не приводятся – только эмблемы и названия партий. Если же списков более 20 или одномандатников более 30 – соответствующий бюллетень «может быть изготовлен в виде брошюры» – ст.78. Как с этой брошюрой обращаться, то ли вырывать последний листик, ставить на нём номер и запихивать в сканер, то ли бросать в урну брошюру целиком – в законопроекте не уточняется, видимо по этому поводу предстоят ещё жаркие споры.

Кроме того, ЦИК может предусмотреть (в каких случаях и по каким мотивам – неясно), что избиратель кладёт бюллетень в конверт, и уже конверт опускает в урну (о КОИБах тогда, ясное дело, придётся забыть) – ст.78, 80.


Наблюдение


Нынешние законы требуют, чтобы пустые урны предъявлялись и опечатывались после 8 утра, в присутствии избирателей, если таковые уже пришли (хотя это далеко не везде соблюдалось). По новому законопроекту председатель опечатывает урну в присутствии наблюдателей и СМИ, раздаёт членам УИК списки, и только после этого открывает двери участка – ст.80.

В статье 23 впервые закреплено право наблюдателя на участке вести фото- и видеосъёмку, хотя и с оговорками: «с того места, которое определено председателем» и «предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря» УИК.

Для представителей СМИ требование уведомить руководство комиссии прописано, а требование снимать с отведённого места – нет! – ст.35.


Подсчёт и копии протоколов


Немного детализирована выдача наблюдателям и иже с ними копий протоколов. Во-первых, сами протоколы могут составляться в электронном виде, если есть техническая возможность. Во-вторых, если копии делаются не на множительной технике (т.е. рукописным образом) – в них опускается список членов комиссии и не требуются их подписи (только подпись председателя или секретаря).

Главным передаточным звеном между ТИКами и Центризбиркомом при подсчёте голосов станут не региональные избирательные комиссии, как сейчас, а окружные – ст.86. Региональные партийные субсписки будут формироваться комбинированием тех же одномандатных округов. За субъектовыми избиркомами останется преимущественно техническое и материальное обеспечение выборов, а также рассмотрение жалоб на решения окружных комиссий – ст.28.

Однако, в субъектах, где округ один, функции ОИК будут выполнять субъектовые избиркомы. Более того, и в субъектах, где несколько округов, ЦИК может возложить полномочия одного или нескольких (да хоть всех) ОИКов на субъектовую комиссию. А может – на существующие ТИКи – ст.21.


Предельные случаи


По нынешнему закону если все партии вместе взятые получили 60% и менее голосов (т.е. 40% и более обнаруженных бюллетеней – недействительные) – выборы по спискам признаются несостоявшимися. Теперь этот рубеж сдвигается к 50%.


Хранение доказательств


В список документов, которые избиркомы обязаны хранить после выборов вместе с бюллетенями, включены заявления избирателей, допустивших ошибку при заполнении бюллетеня и попросивших выдать им новый бюллетень взамен испорченного. Но в списке по-прежнему нет увеличенных форм протокола – ст.82, 94.


Нет сомнения, что при втором чтении в Думе законопроект претерпит изменения, возможно даже существенные.

 
« Еще одно движение в защиту леса   Новосибирское «Яблоко» провело пикет в поддержку Максима Петлина »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ