СЦИЛЛА   
Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама     
Информационный ресурс для экспертов, аналитиков, журналистов...     

Главная arrow Новости arrow Антиэкстремистская скороговорка  
21:12:2024 г.




Яндекс цитирования


Top.Mail.Ru

Антиэкстремистская скороговорка Печать E-mail
Элла Щукина, Дмитрий Новослободский   
13:12:2013 г.

Сегодня Дума приняла в первом чтении закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части усиления ответственности за экстремистскую деятельность) – номер в базе 301629-6.

Согласно пояснительной записке, законопроект «разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленными на нейтрализацию угроз национальной безопасности, связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на территории Российской Федерации. // Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 2821 и 2822 Уголовного кодекса Российской Федерации» (названия этих статей – «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; «Организация экстремистского сообщества»; «Организация деятельности экстремистской организации»). Закон увеличивает штрафы, сроки лишения свободы и сроки исправительных работ по всем составам.

Правительство сетует в пояснительной записке на то, что отнесение этих составов к преступлениям небольшой тяжести связывает руки следствию: по таким делам нельзя прослушивать телефонные переговоры; брать под стражу в качестве меры пресечения можно только в исключительных, специально оговоренных случаях, а срок давности составляет два года. Предлагается перевести все перечисленные деяния в разряд преступлений средней тяжести, а для руководителей и организаторов – в разряд тяжких, что позволит прослушивать и арестовывать подозреваемых без процессуальных проблем, а сроки давности для участников и руководителей увеличить соответственно до 6 и 10 лет.

От правительства законопроект представлял заместитель министра юстиции Юрий Любимов. Он быстро зачитал наиболее существенные места из пояснительной записки. После него такой же скороговоркой выступил первый зампред Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский. Он подчеркнул, что все ужесточаемые статьи относятся к посягательствуу на основы конституционного строя.

Коммунист Александр Куликовзадал два вопроса: один про локализацию (географию) экстремистских преступлений, а второй – чем обсуловлено ужесточение. Любимов сказал, что у него нет статистики в наличии, и он не уверен, что такая статистика ведётся. Но если она ведётся, то в министерстве подберут все цифры и отправят в Думу. Что касается причины ужесточения, то причина одна – это поручение президента. Эти преступления социально опасны, и поэтому, наверное, целесообразно увеличение санкций, – сказал Любимов.

Сергей Иванов (ЛДПР) спросил, почему не повышают ответственность за фальсификацию итогов выборов, которая происходит с регулярностью в полгода, а вместо этого занимаются экстремистскими преступлениями, которых не очень много. Любимов, не оспаривая регулярности электорального фрода, объяснил, что в отношении выбора составов минюст действовал строго в рамках данного ему поручения. К тому же, хотя экстремистских преступлений и не очень много, их количество растёт.

Экс-прокурор Светлана Горячева (СР) задала конкретный вопрос: будет ли она считаться экстремисткой, если не любит некие меньшинства (название которых мы опускаем, чтобы не попасть под санкции). Кроме того, депутат Горячева не любит некоторых иностранцев, приезжающих в Россию и опасается, что её мнение по этому поводу тоже можно расценить как возбуждение вражды. Любимов сказал, что если следствие установит, что имело место возбуждение ненависти к мигрантам, то это повлечёт соответствующие последствия. Но высказывание мнения не является единственным элементом этого состава преступления. К тому же, правительство не предлагает поменять диспозицию статей 280 и 282, меняются только санкции.

Коммунист Николай Коломейцев пожаловался на мормонов, которые ходят по двое и поинтересовался, будет ли закон распространяться на них. Любимов ответил, что сам по себе факт, что религия не является традиционной, не означает, что она экстремистская.

Александр Кропачев (ЛДПР) сообщил, что статья 282 среди населения называется антирусской статьёй, и спросил, сколько процентов осуждённых за экстремизм – русские. Любимов с явным удовольствием ответил, что такая статистика не ведётся, потому что этническое происхождение в Российской Федерации не учитывается.

Депутат Иван Никитчук (КПРФ) спросил, что такое экстремистская деятельность и подпадает ли под неё харрасмент (он выразился более длинно и более конкретно). Любимов сказал, что определение экстремистской деятельности каждый может прочитать в законе «О противодействии экстремистской деятельности», а волнующие Никитчука сюжеты под это определение явно не подпадают.

Выступая от фракции Справедливая Россия, Александр Тарнавский сказал, что эсеры поддержат закон, хотя у них есть замечания. В частности, трудно понять политику руководства страны: с одной стороны амнистия, а с другой стороны – ужесточение наказаний. По мнению СР, должен быть баланс кнута и пряника. «Всю страну не посадить», – признал Тарнавский.

Единоросс Александр Ремезков зачитал те абзацы из пояснительной записки, которые выпустил Любимов. Он отдельно сказал, что там нет ни слова о половой принадлежности.

Сергей Иванов (ЛДПР) спросил депутатов, как они могут соглашаться на подобные предложения, ведь каждый из них может быть привлечён по подобным статьям. «Кстати, это будут тяжёлые статьи!» – добавил он. Депутат воспользовался планшетом для того, чтобы зачитать большую часть определения экстремистской деятельности из закона «О противодействии…», чтобы продемонстрировать его резиновость. Террористическая деятельность, как разновидность экстремизма, у Иванова возражений не вызывает (хотя это другая глава УК – 24, экстремизм – в 29-й). По мнению Иванова, большая часть того, что входит в определение (оно занимает больше одной страницы) – это оценочные категории, а оценивать будет не суд присяжных, а судья, «как бог на душу положит или как ему позвонят». Он привёл яркие примеры экстремистских высказываний. Фраза «древние греки научили древних римлян астрономии» – это пропаганда превосходства, а если женщина говорит, что все мужики – парнокопытные с рогами, то это возбуждение вражды и пропаганда неполноценности. Осознавая опасность, исходящую от законопроекта, фракция ЛДПР его не поддерживает.

Другой член фракции ЛДПР Александр Кропачев в своей речи повторил, что 282-ю статью в народе называют антирусской. По ней, сказал депутат, привлекаются русские ребята, которые не хотят мириться с произволом, творимым приезжими, в том числе приезжими из других республик Российской Федерации. Он рассказал, что совсем недавно одному активисту ЛДПР «с региона» нанесли огнестрельное ранение в ночном клубе за то, что он был в шапке-кубанке, и нанёс это ранение, разумеется, приезжий из российской республики Северного Кавказа. Кропачев напомнил, что ЛДПР – это единственная фракция, которая последовательно выступает за отмену антиэкстремистского законодательства как такового.

В результате голосования закон поддержали 285 депутатов, против были 10, воздержавшихся не было. За проголосовали 236 из 238 единороссов (не голосовали Владимир Поневежский и Антон Романов) и 49 из 64 эсеров (не голосовали 14, в том числе Валерий Гартунг, Светлана Горячева, Оксана Дмитриева, Алексей Митрофанов, Илья Пономарёв, Галина Хованская). Против были эсер Дмитрий Гудков, либерал-демократ Александр Кропачев и 8 коммунистов. Остальные 84 коммуниста и 55 либерал-демократов голосование проигнорировали.

 
« Защитники свободных выборов получили общественные награды   ВАС + ВС: Непредсказуемое слияние »
Webdesign by Webmedie.dk
Разработано Консалтинговой группой ЁШ